Ваш город не определён
Определить город?
Да
Нет
Изменить город
En
В ПОИСКАХ целостности. ERP системы

В ПОИСКАХ целостности. ERP системы

В ПОИСКАХ целостности. ERP системы

Название журнала: Точка Продаж

Дата выхода: 03.02.2014





Юрий Сукристов, главный эксперт группы компаний «Компьтерно-кассовые Системы»

Полноценная ERP-система, несомненно, представляет собой более привлекательный метод решения проблемы автоматизации, по сравнению с набором отраслевых решений. Как правило, в этом случае используется единая технологическая платформа, унифицированные пользовательские интерфейсы и протоколы обмена данными, объединенные хранилища данных. Единая информационная и технологическая среда позволяет существенно снизить стоимость конечного владения за счет снижения эксплуатационных расходов по поддержке пользователей, администрированию продукта и его обновлению в соответствии с требованиями бизнеса.

Однако комплексное решение, по сравнению с отраслевыми, имеет более трудоемкий процесс начального внедрения, требующий привлечения широкого круга специалистов по адаптации

к бизнес-процессам предприятия, в первую очередь, высококлассных аналитиков и архитекторов. Стоимость самого комплексного решения при единовременном внедрении также заведомо выше любого отраслевого, соответственно, и сроки его внедрения значительно длинней. При использовании отраслевых решений можно сократить сроки внедрения, обойтись меньшими затратами на консалтинг и проектирование и быстро получить необходимый результат. Но в последующем возникнет необходимость интеграции различных отраслевых решений в единую систему управления, что неминуемо приведет к значительному увеличению затрат, особенно если отраслевые решения используют различные технологические платформы и, что самое неприятное, различные структуры данных. Выбор метода автоматизации предприятия зависит от финансовых, технических и техно­логических возможностей бизнеса. В последнее время прослеживается тенденция по улучшению управляемости, наращиванию функциональности стандартизации ERP-решений. Причем это касается не только технологических лидеров, таких как SAP, Microsoft или Oracle, но и отечественных производителей, например, 1С.


Выбор метода автоматизации предприятия целиком зависит от финансовых, технических и технологических возможностей бизнеса

Внедряются все новые форматы торговли. Например, в Швейцарии есть магазины, на жалюзи которых расположены картинки товаров с кодами, которые клиент может сканировать айфоном, чтобы сделать заказ на следующий день. За подобными технологиями - будущее. Уже всем ритейлерам стали необходимы интернет-магазин, мобильное приложение, мобильные кассы, терминалы самообслуживания и прочие технологические достижения. Поэтому очень важно ввести безопасные системы оплаты онлайн, создавать грамотную систему лояльности.

Перспективное направление развития - омниканальные продажи. Концепция omni подразумевает использование всех каналов продаж и продвижения: каталоги, офлайн-магазины, интернет, почта, электронная почта, телефон/са11-центр, мобильные приложения. Для реализации концепции требуются разные системы, в том числе система ERP, CRM, SRM, управления складом, транспортом, web-платформа и другие. Залог успеха такой сложной и многоформатной структуры - безупречно работающая ИТ-система. Поскольку omni - это во многом продажа «на эмоциях», сбой в ИТ-системе, обеспечивающей omni, веером портит имидж продавца. Чем больше точек интеграции, тем больше вероятность сбоев в ИТ-системе. Поэтому для реализации omni-программы лучше использовать систему, в которой меньше точек интеграции.

Цена и ценность

Вопрос цены остается одним из самых животрепе­щущих. Значительный размер инвестиций, необхо­димых для покупки комплексного решения, отпуги­вает многих ритейлеров, особенно средних и мелких. Специалисты отмечают, что выбор метода автомати­зации предприятия целиком зависит от финансовых, технических и технологических возможностей биз­неса, который должен решить, какая стратегия для него наиболее применима.

Все-таки маленьким компаниям не следует покупать дорогие решения, надо поступать разумно, так, чтобы не «взорвать» бюджет. Для принятия решения следует ответить себе на вопросы: «Как мы себя видим через 2-4 года, каким будет наш рост - 10 или 100 магазинов? Что может позволить себе на наш бюджет? Соотнести свои возможности и предполагаемую динамику развития». Если у ритейлера есть планы активного роста, то лучше сразу брать крупное индустриальное реше­ние, так как проще сначала ушить большое, чтобы по мере роста его резервами можно было пользо­ваться все полнее, чем взять маленькое и потом пытаться растягивать его на растущий бизнес. Но если сеть не планирует сильно расширяться, надо брать систему по размеру, а не на вырост.

«Мы бы выбрали комплексную автоматизацию для торговой сети, которая сразу же планирует более 25 объектов торговли, - говорит Юрий Сукристов. Несмотря на более значительные затраты на этапе внедрения, все это окупится на этапе эксплуатации и расширения сети».

Цена должна соотноситься с ценностью, которую получает предприятие при внедрении. Ценность определяется эффективностью и экономией, а также отдачей инвестиций. Стоимость проекта складывается из двух составляющих - стоимости лицензии и стоимости консалтинга (человекодней, затраченных на внедрение решения). Специалисты считают, что если ритейлер, покупающий преднастроенное решение, стремится внедрить его своими силами, то он вряд ли останется доволен результатом. Такое внедрение будет аналогично сборке автомобиля престижной марки своими руками в гараже - может оказаться много лишних и недоставать много нужных деталей.